пятница, 13 мая 2016 г.

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В настоящее время понятие «технология» активно вошло в педагогический лексикон и является весьма распространенным в психолого-педагогической литературе. Это объясняется по-разному. Одни исследователи и следуют модному направлению в использовании данного понятия; другие - расценивают технологию как средство достижения более высоких результатов обучения и воспитания; и мы придерживаемся этой позиции, видим в переходе к новым педагогическим технологиям закономерность процесса в решении актуальных и перспективных задач, выдвигаемых перед образованием грядущей информационной цивилизацией.
Мы разделяем мнение исследователей, утверждающих, что в определении понятий «образовательные технологии», «педагогические технологии», «технологии обучения» сложилась закономерная иерархия, в которой наиболее емким понятием является понятие «образовательные технологии». Оно включает в себя педагогические технологии, которые реализуются посредством различных технологий обучения [1] .

Образовательные технологии отражают принятую в разных странах систему образования, т.е. способ системной организации образовательной деятельности, ее общую целевую и содержательную направленность, организационные структуру и форму, представленные в государственных программах и образовательных стандартах, общую стратегию развития единого образовательного пространства. С этой точки зрения, главная функция образовательной технологии - прогностическая, и, соответственно, один из основных видов ее деятельности – проектный, поскольку он непосредственно связан с планированием общих целей и результатов, основных этапов, способов и организационных форм образовательно-воспитательного процесса, направленного на подготовку высококвалифицированных специалистов.
Определив место педагогической технологии в иерархии понятий, необходимо уточнить ее смысловое значение, которое заключается в следующем: во-первых, в особенностях перевода замысла преподавателя на язык предварительного проектирования педагогического процесса; во-вторых, основными моментами в проекте выступают структура и содержание учебно-познавательной деятельности обучающегося, а не педагогического воздействия преподавателя; в-третьих, построение деятельности преподавателя осуществляется в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.
Наиболее существенными признаками инновационных педагогических технологий в образовании выступают следующие:
- технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в ее основе лежит определенная методологическая, философская позиция автора;
- технологическая цепочка педагогических действий выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму ожидаемого результата;
- технология предусматривает взаимосвязанную деятельность педагога и студента с учетом принципов индивидуализации и дифференциализации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей;
- элементы педагогической технологии должны, с одной стороны, быть воспроизводимы любым преподавателем, с другой – гарантировать достижение планируемых результатов обучающимися;
- органической частью педагогической технологии является диагностический компонент, содержащий критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности [2].
Внедрение новых (информационных) технологий в учебный процесс, которое продолжается уже два десятка лет, особенно активно проявляет себя в последние годы. Большой стимул процессу внедрения придает развитие интерактивных средств, удешевление технологии их производства, доступность, популярность в профессиональной среде педагогов и интерес, который к данным технологиям проявляют учащиеся.
В соответствии с государственным общеобязательным стандартом образования республики Казахстан для начального образования, основного среднего, общего среднего образования, высшего и послевузовского образования материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможности, среди которых:
• эффективное использование времени, отведенного на реализацию части основной образовательной программы;
• использование современных образовательных технологий;
• активное применение образовательных информационно-коммуникационных технологий.
Активное использование информационных компьютерных технологий подразумевает в том числе использование дистанционных образовательных технологий, технологий создания и использования информации (запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видео-сопровождением и графическим сопровождением), общение и поиск информации в сети Интернет, работа с использованием реальных и виртуально-наглядных моделей, использование цифровых планов и карт, и т.д.
В связи с широким спектром образовательных задач, которые ставятся образовательным стандартом, следует рассматривать оснащение школьных классов именно как комплексный вопрос, подбирая оборудование таким образом, чтобы наиболее эффективно решать поставленные задачи и максимально эффективно использовать выделенные средства.
А разнообразные типовые решения, которые предлагаются компаниями -системными интеграторами, предусматривают возможность комбинирования различных комплектов с добавлением необходимого оборудования под задачи конкретного учебного заведения. Интерактивные мультимедийные классы комплектуются современным оборудованием лучших мировых производителей.
Потенциал использования интерактивного оборудования в образовательных учреждениях не исчерпывается только уроками. Так, 70-80% респондентов используют интерактивную доску для работы на факультативных занятиях, конференциях учеников, совещаниях учителей, при подготовке к занятиям. Использование интерактивной доски упрощает подготовку к занятиям, по мнению 81% учителей. Так, 83% респондентов считают, что активность учеников повысилась после того, как на уроках стала использоваться интерактивная доска и 65% учителей считают, что с применением интерактивной доски успеваемость учеников улучшилась [3].
Важнейшей целью использования инновационных технологий является достижение результата совместной познавательной деятельности (обучения) обучающего и обучаемого. Педагогическая суть инновационных технологий – активизировать познавательную деятельность студента, повысить его самостоятельность, превратить его из потребителя информации в пользователя, формировать необходимые личностные качества будущего специалиста.
Важное место среди образовательных технологий занимают информационные технологии. В качестве развиваемых и внедряемых инновационных приёмов в процессе обучения следует признать использование информационных средств и мультимедийных технологий, позволяющих рационально организовать учебный процесс, как во время аудиторных занятий, так и в условиях самостоятельной работы обучающихся. Основными же дидактическими целями использования электронных средств в обучении являются сообщение сведений, формирование и закрепление знаний, формирование и совершенствование умений и навыков, повышение мотивации к учению, контроль усвоения и обобщение.
Сегодня различные компьютерные технологии открывают перед преподавателем новые возможности в области образования. Совершенно очевидно, что использование интерактивных технологий в образовании имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально востребованным. Интерактивные технологии предлагают приёмы и методы, которые позволяют сделать занятие необычным, более насыщенным и интересным, качественно осваивать учебный материал и включать мотивационную сферу обучаемого.
Интерактивная доска – новый тип информационных технологий в обучении в любой образовательной области. Использование в учебном процессе интерактивных досок, выводит процесс обучения на качественно новый уровень, позволяют сделать преподавание любого предмета увлекательным и динамичным, упрощая процесс взаимодействия с аудиторией.
Интерактивная доска вдохновляет преподавателя на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост; удобна при работе с большим количеством обучающихся; дает возможность сохранять, распечатывать копировать, все записи, и изображения; позволяет импровизировать, создавая рисунки и записи поверх любых приложений, использовать все возможные виды наглядного материала.
На наш взгляд, использование возможностей интерактивной доски с программным обеспечением ActivInspire при обучении студентов существенно повышает мотивацию к изучаемому предмету и способствует более быстрому формированию у обучающихся необходимых навыков и умений, лучшему усвоению материала.
Программное обеспечение ActivInspire – это основа учебной деятельности XXI века. Это программное обеспечение разработано специально для использования в аудитории и позволяет педагогам применять в своей работе все преимущества интерактивной доски.
Также программное обеспечение ActivInspire предоставляет педагогам возможность разрабатывать новые захватывающие уроки и оценивать знания как отдельных учеников и групп, так и всей аудитории.
В программном обеспечении ActivInspire предусмотрен выбор соответствующих возрастных интерфейсов для учеников младших и старших классов. Педагогам это программное обеспечение предоставляет доступ к разнообразным инструментам, изображениям, звукам, шаблонам, действиям и огромному количеству дополнительных ресурсов, находящихся на веб-сайте Promethean Planet.
Таким образом, использование информационных технологий позволяет значительно интенсифицировать учебный процесс. Применение разнообразных видов наглядности способствует более успешному формированию у студентов необходимых навыков и умений, прочному усвоению материала, так как прочность запоминания информации зависит от степени эмоционального воздействия вызванного зрительным и слуховым восприятием.
Преимущество интеративных методов обучения в  отличие от других форм организации обучения заключается в том, что студент учится высказывать и отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению других, сопоставлять, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других. Вырабатываются навыки контроля и самоконтроля, развивается критическое мышление и поисковая активность обучающихся.
Вместо заключения, с уверенностью можно заявить: интерактивные доски, как современное техническое средство обучения, подходят для всех типов обучения и любых дисциплин.

Комментариев нет:

Отправить комментарий